Возникло несколько вопросов по поводу списка грамматических категорий (см. первое сообщение в этой теме и особенно появившийся сегодня расширенный вариант.
1) В инструкции решено не указывать возвратность. Значит, надо понимать так, что:
исследовать и исследоваться в идеальном варианте разбора получат одинаковую грамматическую характеристику
исследующий и исследующийся, вероятно, будут различаться граммемой залога
и тогда (последовательно проводя это решение)
исследуемый и исследующийся получат одинаковую грамматическую характеристику, включающую граммему pass.
Правильно ли такое понимание инструкции?
1а) Если действительно, как я понимаю предложенную систему разметки,
исследующий и исследующийся будут различаться граммемой залога, нужно ли указывать граммему pass при формах надеящийся, гордящийся? Здравый смысл подсказывает, что нет (т.е. хороший анализатор должен с помощью своего словаря отождествлять возвратные глаголы, не являющиеся пассивными формами). Но как тогда быть в случае разбиравшийся, где, кажется нельзя исключить полноценную пассивную интерпретацию (например, Примеры, разбиравшиеся на каждом занятии vs Студенты, разбиравшиеся в своем предмете)? (мне кажется, что эти примеры показывают, что разметка должна быть более прямолинейной, например, за счет введения граммемы refl, которая примет на себя основную нагрузку разграничения форм во всех приведенных примерах)
2) В инструкции предлагается указывать залог для деепричастий. Надо ли это понимать так, что граммемой залога предполагается различить разбор форм исследуя (act) и исследуясь (pass)? (то есть и здесь, как в причастиях, возвратность предлагается представить как пассивность)
3) Предлагается не давать оценку по таким категориям, как
...сравнительная/превосходная форма прилагательного и наречия
Хотелось бы для себя понять, чтО именно это означает.
Означает ли это, что последние слова в предложениях
Он бежал быстро
и
Он бежал быстрее
должны, в идеальном разборе, получить одинаковую грамматическую характеристику?
И как тогда предполагается разбирать последние слова в предложениях
Эта задача трудная
и
Эта задача труднее
Получается, что в первом случае это
A f,sg,nom
а во втором просто
A
Это имеется в виду?
Или, может быть, предлагается все быстрее, труднее и т.п. разбирать как особую часть речи - недифференцированную (т.е. общую для прилагательных и наречий) сравнительную степень. Это, на мой взгляд, было бы несколько логичнее, но не следует непосредственным образом из инструкции.
Сергей Коваль